Пермогорская роспись
История данной росписи берет свое начало в Архангельском крае, а точнее происходит из Пермогорья – группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Известные мастера прославили пермогорскую роспись на весь мир – династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых - признанные мэтры в своем деле.
Главными цветами, используемыми в данной технике рукоделия, выступают красный, а также зеленый и желтый. Иногда мастера используют и кобальтовый отттенок, а также немного золота. При этом в более ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.
Основные элементы пермогорской росписи
Достаточно сказать, что данные орнаменты присутствовали довольно часто в интерьере многих крестьян – такой техникой рисунков по дереву покрывали и прялки, и детские колыбельки, хлебницы и туески, ендовы и многое иное. Зачастую пермогорские узоры соответствуют самому предмету росписи – на хлебницах показывали обед, на блюдах – большую рыбу или птицу, на колыбелях младенцев зачастую изображали птицу Сирин, а на коробах – семейную пару или единорогов, охотников и ткачих. Свободное поле заполняли орнаментом из листьев и геометрических мотивов.
Домашний оберег
Зачастую пермогорская роспись по дереву также сопровождалась и соответствующими текстами-пожеланиями. Так, к примеру, на колыбели младенца - надпись о долголетии и здоровье, просьба расти на радость друзьям и родным и быть гордостью и опорой собственным родителям. А вот на миске можно было встретить подпись такую: с одной стороны - «Неси», с другой – «Не плещи», и многие иные добрые и зачастую с ноткой юмора фразы и высказывания.
Стоит отметить, что основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.
Главные моменты пермогорской росписи
Многие мастера имели в своем арсенале любимые элементы. Так, пермогорская роспись некоторых пестрила символом благополучия – деревом, состоящим из двух веток, произрастающих из земли и украшенных трилистниками. На ветвях дерева счастья мастера зачастую «рассаживали» чудесных птах. Хотелось бы отметить особым вниманием такой символ счастья в орнаменте, как птица Сирин. Ее очень часто содержит пермогорская роспись. Птица Сирин представляла собой изображение в пояс и формировалась в виде геометрического орнамента - в итоге получался своего рода медальон. Изначально сам узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало в мире.
Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. Так, на прялках можно было встретить ткачих или прядильщиц за работой, коляску с парой лошадей и купцом, сценки чаепития. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового. Как правило, сам орнамент формировали на предмете обихода в несколько уровней. Так, на первом уровне орнамента располагали девушек – ткачих или прядильщиц, сидящих под окном, и, как правило, их расписывали в желтых и зеленых цветах и, главное, в шахматном порядке. Далее располагали сценки семейного чаепития и выезда на лошадях, а уже самый верхний ярус в обязательном порядке завершали изображением крыши, которую венчали птица Сирин или лев, иногда грифон, несколько реже единорог. Если предмет обихода расписывался в два уровня, внизу располагали ситуацию из жизни, верхний же уровень занимала сама птица Сирин.