Карельская роспись
В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные шкафчики и прялки, солонки, ковши и многие другие предметы, способные радовать богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Авторами этих произведений были живописцы, принадлежавшие к числу коренного населения-карел, а также русские мастера – потомки переселенцев из Новгорода Великого. Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, роспись по дереву сохранила в Карелии два самостоятельных направления – русское и карельское, которые развивались в близком взаимодействии, обогащали друг друга, составляя плодотворный сплав художественных традиций. Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных бытовых предметов. Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративно-прикладного творчества и утверждению своеобразных «эталонов» красоты. Представления о жизни, ее вечности, плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и мироустройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях.
Использование природных красителей, изготовлявшихся из местных пород камня и цветных глин, приучало мастеров Карелии к сдержанной красочной гамме и умению пользоваться ограниченным количеством красок. Киноварь и «голубец» покупали в небольшом количестве и расходовали экономно, примешивая к местным красителям, и тем не менее расписные изделия Карелии радуют праздником красок и нежностью мягких фресковых тонов.
Сравнивая росписи, выполнявшиеся русскими и карельскими мастерами, можно заметить, что творчество последних отличалось оригинальным образным строем, для которого характерно весьма сдержанное проявление изобразительного начала и высокое развитие орнаментально-ритмического (схематичность и геометричность). Карельские мастера сравнительно редко включают в орнамент конкретные виды растительных форм, например розы или тюльпана, и значительно чаще создают плоскостные геометризированные формы цветов, изображая их в виде лучистых розеток или кругов, обрамленных мелкими кружочками лепестками. Их увлекает узорное перевоплощение мотивов, и поэтому они склонны предельно обобщать очертания деревьев, цветов и больше внимания уделять декоративным разделкам и прорисовке деталей.
Обращая внимание на технические приемы исполнения карельской росписи, характерные для живописцев карел, даже самые искусно выполненные ими орнаменты отличаются плотным, «корпусным» наложением красок. Лишь немногим мастерам нравилось, подобно русским живописцам, наносить краску легкими, полупрозрачными лессировочными мазками, сочетая их с плотной корпусной пропиской деталей. К особенностям техники карельских росписей относится и сочетание работы кистью с обильным использованием «тычков» разных размеров.