+7 (8452) 39-30-07
Время работы: 6:00 – 00:00

Ракульская роспись

Впервые центр народной росписи на реке Ракулке (приток Северной Двины) был открыт в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. Из материалов, полученных тогда, известно, что с середины ХIX в. и до 30-х гг. ХХ столетия росписью занималась семья Витязевых. Тогда впервые были установлены шесть имен мастеров – членов этой семьи. Тот факт, что никто в округе, кроме Витязевых, росписью не занимался, позволил О.В.Кругловой предположить, что эта династия является семьей старообрядцев, «которая с крываясь от гонений, была вынуждена переместиться … в более безопасные места, где вместо переписки и оформления книг занялась росписью бытовых вещей…»[001] Рассматривая ракульскую роспись как один из трех самостоятельных видов северодвинской росписи с яркими стилистическими особенностями, наряду с борецкой и пермогорской, О.В.Круглова обращает внимание на черты, свидетельствующие о единых древних корнях, лежащих в основе народных росписей Северной Двины. Кроме книжной миниатюры — это древнерусская монументальная живопись и иконопись.

Собрания ракульской росписи входят в состав различных музейных коллекций. Последующие экспедиции не только сформировали ядро собраний, но и расширили сведения об ареале бытования и пополнили список мастеров. Однако, подробный анализ этого материала, кроме упомянутых выше наблюдений, не нашел отражения в научной литературе. Неопубликованной остается и сейчас работа Н.В.Тарановской «Художественные центры росписи по дереву на притоках Северной Двины», где одна из глав посвящена ракульской росписи. В ней исследователь указывает новые имена мастеров семьи Витязевых, ставит и пытается ответить на вопросы: «Когда возникла ракульская роспись? Что было здесь до середины XIX в.?»

Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в том же Красноборском районе Архангельской области, существуетеще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Известно, что здесь жил мастер-живописец Дмитрий Федорович Витязев.

Схема ракульской росписи на прялке состоит из трех частей. Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.

Превосходно расписанная набируха (лукошко) в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля.

Узор ее состоит из фантастических крупных листьев, цветов и птиц, окаймленных черным контуром. Орнамент свободно располагается по форме предмета, как бы бежит. Движение подчеркивается большим количеством черных завитков, усиков, капелек. Они напоминают разлетающиеся в разные стороны живые брызги и подчеркивают движение отдельных деталей орнамента, плавный бег росписи в очень простом волнообразном орнаменте.

Основные цвета росписи- желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. А с солнцем в жизни крестьянина связано очень многое. Если лето теплое и солнечное, значит, и урожай хороший. Урожай хороший - значит, и в семье все сыты, и на ярмарку часть можно увезти, продать. А в сытой семье и взаимоотношения добрые и светлые.

Посмотришь на ракульский листочек - на него как бы лучик солнечный упал и заиграл желтым, золотистым цветом, а в тени - изумрудной зеленью и красно-коричневым. Белые барашки, как капельки росы, сверкают на листочке. Черная обводка делает контур четким, подчеркивает декоративность.